Повседневность в европейской литературе
Цель факультатива – научить слушателей выявлять определенные закономерности и особенности исторической эпохи, психологии личности и социокультурные коды в элементах повседневной жизни, воплощенных в литературном тексте и понимать, каким образом повседневность эстетически осмысляется.
В художественном произведении сфера повседневности охватывает самые разные жизненные аспекты. Это и публичная жизнь человека, его взаимоотношения с внешним миром, и частная жизнь, особенности быта и семейных отношений, и эмоциональные проявления личности, и повседневные практики (досуг и отдых, чтение, прием пищи и т.д.). В литературном тексте важным является именно взаимообусловленность обыденной и бытийной ипостасей человеческой жизни. Особое значение в литературе приобретает деталь, телесность, вещность, что позволяет читателю иной культуры или эпохи выявить и декодировать повседневность текста.
Курс строится по хронологическому принципу, от литературы Средневековья до ХХ века. На примере фрагментов отдельных текстов мы будем обращать внимание слушателей на следующие характерологические особенности повседневности, такие как ее многозначность (рациональность/ иррациональность, объективность/субъективность); выявлять зависимость от исторического, социального и национального контекстов; анализировать статус повседневности в произведении, авторскую концепцию повседневности и как она проживается героями.
Методологической базой факультатива являются труды Ю.М. Лотмана (статьи по семиотике текста), семиотическая концепция У. Эко, «Мимесис» Э. Ауэрбаха, работы М.М. Бахтина о средневековом карнавале и пародии, а также книги Фуко, Дюби и других философов, антропологов и историков культуры и повседневности последних десятилетий (Histoire de la Sexualité-III, Le Souci de Soi, P., 1984 ; Histoire des Femmes en Occident, P., 1992; Une histoire de la lecture, P., 1998; A History of Everyday Life… Oxford, 2011; Histoire du Corps, P. 2005; Ces gens du Moyen Age, P., 2007 etc.).