• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мероприятия

Доклад вице-президента Международной ассоциации киноархивов (FIAF) П.А. Багрова на открытом заседании НУГ

Мероприятие завершено

Кинематограф существует более ста двадцати лет, но первые киноархивы возникли только сорок лет спустя, причём далеко не во всех странах (даже если говорить о крупных центрах кинематографии). Ещё полвека ушло на то, чтобы определиться со стандартами хранения, реставрации, каталогизации. За это время многое успело погибнуть. Киноплёнка – особенно горючая киноплёнка, на которой снимались и печатались фильмы в XIX – первой половине XX вв., – материя коварная и, при неправильном обращении, эфемерная.
В результате многое утрачено. Например, по подсчётам историков, из всего наследия немого кино до наших дней дошло не более 25%. Если взять Россию, то цифры ещё более удручающие. Сохранность русского и советского немого фонда не превышает 20%; если брать отдельно дореволюционные картины, тут не наберётся и 15%. Среди утраченных – все фильмы, поставленные Всеволодом Мейерхольдом и Александром Таировым, первые работы Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Абрама Роома, Фридриха Эрмлера, Александра Довженко, братьев Васильевых, кинематографические опыты великих театральных актёров – Михаила Чехова, Константина Варламова, Варвары Стрельской, Николая Монахова и т.д. Некоторые из потерянных фильмов в своё время были заметными явлениями культурной (и даже общественной) жизни, оказали значительное влияние на формирование киноязыка.Фильмов нет. Но есть кадры и рекламные фотографии, программки, либретто, рецензии, мемуары, цензурные документы. Что-то из этого нужно долго и искать в библиотеках и архивах – государственных и частных. Что-то буквально лежит на поверхности. До какой степени можно реконструировать фильм по этим вторичным источникам? Каковы методы реконструкций? Насколько такие реконструкции достоверны?Об этом пойдёт речь на семинаре.