• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние чтения художественной литературы на навыки творческого письма

Художественный текст — это конструктор. Чем больше вы читаете, тем больше у вас «деталей» — сюжетных ходов, метафор и стилистических приемов — для сборки своих собственных миров. Без постоянного пополнения этого запаса даже самый талантливый писатель быстро исчерпывает свои ресурсы.

Влияние чтения художественной литературы на навыки творческого письма

Reading is like breathing in, and writing is like breathing out

— Pam Allyn


Зачем вообще нужно читать художественную литературу? Этот вопрос достаточно часто поднимается в эпоху изобилия научно-популярной и бизнес литературы, книг по саморазвитию и самопомощи. Критики чтения художественной литературы обычно приводят доводы о её практической бесполезности: она не дает конкретных знаний и навыков, которые можно применить в реальной жизни. Художественная литература не помогает заработать или решить повседневные проблемы. Также встречается мнение о том, что чтение выдуманных историй о выдуманных людях — это пустая трата времени, и единственным преимуществом данного процесса становится развлечение и досуг. Однако эти аргументы сложно назвать убедительными, так как они полностью игнорируют вклад художественной литературы в развитие критического мышления, воображения и эмоционального интеллекта человека, и, скорее, базируются на общих представлениях о материальном успехе и современной культуре продуктивности, в которой ценится идея о том, что всё должно приносить выгоду: деньги, навыки, карьерный рост. 


Что мы на самом деле получаем от литературы?

Французский философ Дени Дидро писал: «Человек перестает мыслить, когда перестает читать». Человек живет в слове, и слово определяет его реальность. Чем лучше человек говорит или пишет, тем лучше он взаимодействует с миром. В этом ему и помогает художественная литература. Она расширяет контекст восприятия читателя и препятствует ограничению мышления. Книги обогащают речь, фантазию и внутренний мир, позволяют освободиться из плена своих собственных представлений и предубеждений. 

А зачем читать художественную литературу тем, кто её пишет (или собирается писать)? Важно помнить, что писатель — это в первую очередь читатель. Творческое письмо требует не только вдохновения и определенного таланта, но и владения языком, знания литературных приемов и канонов, умения строить выразительные образы, понимания архитектуры текста. Добиться мастерства в этом будет практически невозможно без постоянного взаимодействия с художественной литературой. Стивен Кинг выразил похожую мысль: «Если у вас нет времени читать, то у вас нет времени (или инструментов) для того, чтобы писать». Пишущему необходимо понимать, как выстраивать собственный рассказ, как создавать образы, символы и детали так, чтоб точнее донести свою мысль, как зацепить читателя своей историей. Все эти знания не появляются из ниоткуда — человек черпает их из той литературы, которая ему известна. 

Может ли чтение навредить писателю?

Мнение о том, что чтение — один из главных способов научиться писать, уже стало аксиомой в Creative Writing сообществе. Нередко для студентов тексты становятся наглядными учебными пособиями по стилю, структуре и тематическим возможностям. Обучающиеся не просто погружаются в историю, но и анализируют, каким образом автор добивается определенного эффекта и как можно трансформировать прочитанный материал для собственных нужд. Исследовательница Фиона Дологан (2012) отмечает: «...когда писатели читают, они могут наслаждаться текстом, как и любой другой читатель, но на другом уровне они уже размышляют о том, как, возможно, могут его видоизменить, использовать в качестве отправной точки для собственного творческого произведения». При изучении особое внимание уделяется форме и языку, а тексты будто раскладываются «на кирпичики». Однако такой функциональный подход к литературе может ограничивать возможности взаимодействия с текстом. Вместо того чтобы воспринимать художественное произведение как пространство для интерпретации и осмысления, студент вынужден анализировать его исключительно с точки зрения технических аспектов. В результате творчество начинает подчиняться правилам, а не воображению. Как отмечает Маккоу (2011): «Подлинная радость от чтения и его интерпретации, противостоящая академической стандартизации человеческого опыта, оказывается сильно ограниченной или вовсе исчезает». Также такой подход к чтению может привести к разрыву между академическим анализом литературы и органическим процессом творческого становления писателя, формирования его индивидуального стиля. Примером этого является ситуация с классическими произведениями: хотя они включаются в учебные программы по творческому письму, их разбор в изолированном, формалистском ключе оказывается крайне неэффективным для того, чтобы помочь студентам понять, как их чтение способствует их развитию как писателей. Как подчеркивает Маккоу (2011), роман «Мидлмарч» Джордж Элиот является образцом литературы XIX века в жанре реализма, но если бы он был предложен издателю сегодня, скорее всего, был бы отвергнут как непригодный к публикации. Соответственно, такое чтение, вместо того чтобы помогать студентам осваивать творческое письмо, делает их в какой-то степени заложниками устаревших академических методов и лишает возможности осмысленного взаимодействия с литературой. Люди всегда находили в текстах совершенно разные смыслы, и единственного верного прочтения произведения не существует. Поэтому только включение более широкого, многослойного понимания текста и литературного процесса и учёт субъективного опыта читателя позволяют глубже понять, как работает творческое письмо и что значит быть писателем в определенном культурном контексте. 

Интертекстуальный подход к обучению творческому письму

Одним из наиболее эффективных методов чтения при обучении творческому письму является интертекстуальный подход, который предполагает осознание взаимосвязей между разными текстами и использование этих связей в собственных работах. Исследование Акдал и Шахин (2014) показало, что студенты, обучавшиеся с применением интертекстуального подхода, продемонстрировали более высокий уровень оригинальности идей и богатства словарного запаса, чем их сверстники, использовавшие традиционные методы. Эти различия были статистически значимыми, что подтверждает эффективность метода. Как утверждают авторы, интертекстуальный подход способствует не только развитию креативного мышления, но и расширению языковых возможностей студентов: «...благодаря более сложным связям, которые студенты устанавливают в процессе интертекстуального чтения, они узнают больше новых слов и могут использовать их в различных значениях, в нужных контекстах и в соответствии со своими коммуникативными целями». Ключевым аспектом интертекстуального чтения является понимание того, что текст не существует обособленно. Каждый текст связан с другими произведениями и культурными контекстами прошлого и настоящего, и он рождается из комбинаций уже известных нам работ, которые мы впитали в себя. Маккоу (2011) отмечает, что «культурный бэкграунд как читателя, так и текста становится центральным элементом формирования и осмысления каждого индивидуального акта интерпретации». Следовательно, интертекстуальное чтение помогает развивать способность мыслить многослойно, обнаруживать скрытые смыслы, считывать метафоры, символы и экспериментировать со стилем и формой. 


Читать, чтобы создавать

Чтение художественной литературы — это активный диалог с текстом, позволяющий прожить чужой опыт и пересмотреть свой собственный. Творческое письмо во многом опирается на умение работать со словом: чем больше человек читает, тем глубже он осознает музыкальность языка, его ритм, выразительные возможности, тонкости синтаксиса. Мы не только обогащаем словарь, но и учимся у мастеров — подсматриваем, как выстроен сюжет, создаётся образ, рождается напряжение. Так, чтение становится не просто вдохновением, а основой для писательства, позволяя человеку глубже осознать, как через слово можно взаимодействовать с миром и другими людьми. Закончить же хочется словами Уильяма Фолкнера: «Читайте, читайте, читайте. Читайте все: макулатуру, классику, хорошее и плохое — и изучайте, как это делается. Так плотник, работая учеником, изучает приемы мастера. Читайте! Вы впитаете это».

 

материал подготовила Егорова Алиса


Список используемой литературы:

1. Doloughan, F. (2012). Transforming texts: Learning to become a (creative) writer through reading. New Writing, 9(2), 182–203. https://doi.org/10.1080/14790726.2012.658066
2. McCaw, N. (2011). Close Reading, Writing and Culture. New Writing, 8(1), 25–34. https://doi.org/10.1080/14790726.2010.527349
3. Akdal, D. & Şahin, A. (2014). The effects of intertextual reading approach on the development of creative writing skills, Eurasian Journal of Educational Research, 54, 171-186. https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/59884#page=173