• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Статья
Testing the Continuum/Spectrum Model in Russian-Speaking Children With and Without Developmental Language Disorder

Gomozova M., Valeriia Lezzhova, Dragoy O. et al.

Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2024. P. 1-17.

Глава в книге
Русские глоссы в немецком Маттиоли

Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.

В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

Анна Ковалова: "Учитель словесности в отечественном кино"

Мероприятие завершено

Дорогие коллеги!

30 мая в 17.00

 

В Школе филологии Факультета гуманитарных наук

(Старая Басманная, 21/4)

в ауд. 505

 

выступит

к.ф.н., преподаватель Школы филологии НИУ ВШЭ

Анна Олеговна Ковалова

с лекцией:

Учитель словесности в отечественном кино

 

Аннотация лекции:

В истории отечественного кино жанр «школьного фильма» имеет особое значение, а в картинах, посвященных школе, учитель русского языка и литературы, как правило, выходит на первый план. Этот герой или героиня может встретиться и за пределами жанра; Надя из известной мелодрамы «Ирония судьбы...» говорит о своей профессии: «Ошибки учителей менее заметны [чем ошибки врачей], но в конечном итоге они обходятся людям не менее  дорого».

В докладе будет прослежена экранная история учителя словесности — с конца 1910-х гг. до конца 1970-х. Начинается она с фильма «Барышня и хулиган» (1918) — о молодой учительнице и влюбленном в нее ученике Хулигане, которого блистательно сыграл Владимир Маяковский. Еще один яркий пример из немого кино — фильм «Айна», экранизация рассказа «Песчаная учительница», единственная работа в кино Андрея Платонова.

В звуковом советском кино «учителя словесности» резко разделяются на две категории — истинных и ложных наставников. В кино нельзя быть «нормальным», обычным учителем литературы: или ты выдающийся педагог, которого ученики будут помнить всю жизнь («Дневник директора школы», 1974), или посредственный преподаватель — человек не на своем месте («Урок литературы», 1968; «Завтра, третьего апреля», 1969). Эту оппозицию ломает Динара Асанова в фильме «Ключ без права передачи» (1976). Его героиня молодая учительница Марина Максимовна кажется сперва идеальной: она задает сочинения на свободные темы, поощряет внеклассные дискуссии, водит детей слушать Ахмадулину, Окуджаву и Давида Самойлова. Но класс постепенно закрывается изнутри, становится государством в государстве, а за амбициями учеников и учителя безнадежно теряется диалогическая русская литература. После фильма Динары Асановой учителя словесности постепенно стали отодвигаться на периферию экранного пространства.

 

 

Желающим прийти на лекцию, но не имеющим пропусков НИУ ВШЭ, необходимо заказать пропуск, написав письмо Ирине Сергеевне Лазаревой на следующий адрес:ilazareva@hse.ru