• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Руководство
Заместитель руководителя Бендерский Илья Игоревич
Глава в книге
Русские глоссы в немецком Маттиоли

Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.

В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.

Препринт
Linguistic Landscape of Orenburg Oblast

Kuznetsov Egor.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 113.

Лингвистическая типологическая школа: при чем тут индейцы?

Слушатели лингвистической школы
Слушатели лингвистической школы

На факультете филологии НИУ ВШЭ только что закончилась Лингвистическая типологическая школа, организованная в рамках программы летних школ нашего университета. Каждый день с 1 по 5 сентября десятки слушателей из Вышки, других московских вузов и научных центров собирались на лекции о лингвистической типологии. Эта область науки занимается сравнением родственных и неродственных языков и выясняет, что в человеческом языке универсально, что вариативно, а чего не бывает вовсе.

Языки могут быть сходными или различными с точки зрения типологии, родственными или чуждыми по происхождению, близкими или далекими по зоне распространения. В рамках курса Джоханны Николз (Калифорнийский университет в Беркли) шла речь о том, как лингвисту корректно работать на пересечении этих трех систем координат. Курс Майкла Данна (Институт лингвистики и филологии, Уппсальский университет) был нацелен на изучение теоретических основ и количественных методов языкового филогенеза. Лектор проиллюстрировал на материале лексики и синтаксиса, а также социолингвистики множество разных вариантов филогенетического анализа.

Профессор Вальтер Бисанг
Профессор Вальтер Бисанг

Курс Вальтера Бисанга (Университет Иоганна Гутенберга, Майнц) был посвящён языковым изменениям и контактам, а также языковой сложности, которая бывает не только поверхностной, но и скрытой. Грач Мартиросян рассказывал участникам школы о месте армянского среди других индоевропейских языков, а тажке об истории армянской языковой системы, так что в конце курса слушатели с легкостью прочитали и перевели фрагмент армянского текста. Франсиско Кейшалос (Национальный центр научных исследований, Париж) в своих лекциях освещал лингвистическое разнообразие языков Центральной и Южной Америки, и на их примере показал, что традиционные европоцентричные термины иногда просто не подходят для описания языков Нового Света.

Однако программа Школы не ограничивалась знакомством с достижениями мировой науки. Не менее важной для студентов Вышки и их коллег из других ведущих вузов России была возможность обсудить с известными учеными собственные исследования. 2 и 4 сентября после лекций были организованы постерные сессии, на которых студенты, прошедшие конкурсный отбор, представляли свои научные работы. Разумеется, все 30 докладов были подготовлены на английском языке.

— Лекторы были приятно удивлены качеством студенческих работ, — рассказывает преподаватель факультета филологии Наталья Зевахина. — Они даже пожелали ознакомиться с докладами подробнее уже после постерных сессий. Поэтому мы создали на сайте Летней школы особый раздел, где студенты могли вывесить свои материалы. Наши лекторы собираются связаться с авторами заинтересовавших их работ и написать им свои комментарии.

Организаторам было очень важно знать, насколько удачным оказался первый опыт, и что нужно будет улучшить в следующий раз. Вот перевод фрагмента интервью почётного профессора университета Калифорнийского университета в Беркли Джоханны Николз:

Профессор Джоханна Николз
Профессор Джоханна Николз

— Чего Вы ожидали от школы? И сбылось ли?

— Другие виденные мною школы обычно состояли из довольно статичных лекций о современных исследованиях. Здесь же было гораздо интерактивнее, с большим участием студентов, и, я думаю, это прекрасно. Не ожидала, что другие лекции будут настолько интересны и полезны для меня. Не собиралась сидеть на всем подряд, но после первых лекций я осталась и слушала все остальные.

— А чем слушатели нашей Летней школы отличаются от аудитории в вашей стране?

— Московская аудитория — очень подготовленная и изощренная: и студенты, и специалисты. Они преимущественно интересуются языками Евразии, тогда как в США больше работают с языками Америки.

(См. полный текст интервью Дж. Николз и других приглашенных лекторов на английском языке).

Эмблема Лингвистической школы
Эмблема Лингвистической школы

Интересно, что по-английски школа называется Indian Summer School, а на эмблеме школы вышкинская ворона носит индейский головной убор из перьев, хотя в русском варианте никаких индейцев нет. Мы спросили об этом у одного из организаторов школы Георгия Мороза, преподавателя факультета филологии.

— Дело в том, что начало сентября это уже не лето, а Indian summer, — ответил он. — Но не могли же мы по-русски назвать нашу международную лингвистическую школу «бабье-летней»!