• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реальны ли синтаксические следы?

С тем пор, как Ноам Хомский впервые ввёл понятие синтаксического следа (пустого элемента в трансформационной грамматике), его последователи были заняты поисками доказательств психологичекой реальности следов. След -- значимая пустота, которая возникает после синтаксического перемещения. Например, канонический порядок слов в английском языке (и более частотный в русском) - субъект - действие - объект: "Мальчик поцеловал девочку". Если мы захотим задать вопрос о том, кого мальчик поцеловал, то элемент, соответствующий слову "девочку" (теперь это будет вопросительное слово "кого") переместится в начало предложения, а на месте слова "девочка" останется след: "Кого мальчик поцеловал девочку?".

Исследователи M.W. Dickey и C.K. Thompson опубликовали результаты эксперимента, в котором люди слушали небольшие истории и вопросы, одновременно с этим смотря на изображения на экране. Оказалось, что когда люди слышали слово "поцеловал" в вопросе "Кого мальчик поцеловал?", они больше смотрели на изображение девочки, и исследователи сделали вывод, что это доказательство психологической реальности синтаксического следа - люди смотрели на объект, след которого остался после глагола.
Однако мы предположили, что участившиеся взгляды на изображение девочки обусловлены не наличием следа синтаксического перемещения, а смыслом вопроса: изображение девочки является правильным ответом на вопрос, и поэтому на него смотрят больше. Для того, чтобы проверить наше предположение, мы повторили эксперимент M.W. Dickey и C.K. Thompson на материале русского языка: участники эксперимента смотрели на четыре изображения на экране и слушали короткие истории.

«Однажды девочка и мальчик шли по школе. И вдруг мальчик поцеловал девочку. Учитель очень удивился. Кого мальчик поцеловал в школе?»

Мы ввели одно дополнительное условие: в половине историй вопрос звучал как "Кого мальчик поцеловал в школе?", а в другой половине - "Кто девочку поцеловал в школе?". Если исследователи M.W. Dickey и C.K. Thompson правы, то люди всегда будут больше смотреть на изображение девочки, когда услышат глагол "поцеловал", ведь и в том, и в другом вопросе после глагола остается синтаксический след - поцеловал девочку. Однако если наше предположение окажется верным, то в вопросе "Кого мальчик поцеловал в школе?" люди будут больше смотреть на изображение девочки, а в вопросе "Кто девочку поцеловал в школе?" -- на изображение мальчика, потому что это правильные ответы на соответствующие вопросы.

Мы уже знаем, на кого на самом деле смотрят больше, и пишем об этом статью.

Вы можете найти языковые и зрительные материалы, использованные в эксперименте, здесь.

Сотрудники лаборатории, участвующие в проекте: Ольга Драгой, Анна Лауринавичюте, Мария Иванова и Светлана Купцова.

Проект поддержан грантом РГНФ № 12-04-00371а.



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.