• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Майкл Дики рассказал о главных достижениях психолингвистики

С 7 по 15 апреля профессор университета Питтсбурга Майкл Дики прочитал курс лекций на тему "Понимание предложений: факторы, модели и методы"

С 7 по 15 апреля в Высшей школе экономики прошел курс лекций и семинаров профессора университета Питтсбурга Майкла Дики. Ученый рассказал об основных теоретических достижениях психолингвистики, поделился опытом собственных исследований и провел несколько практических занятий по созданию дизайна экспериментов.

 
                                                     О курсе

Главной задачей курса было обсудить то, как происходит процесс понимания предложений и какие главные открытия в этой области были сделаны психолингвистикой за последние 40 лет. 

Основное внимание было уделено:

1) факторам (как языковым, так и неязыковым – таким, как память), которые имеют критически важное значение для успешного понимания предложений;

2) теоретическим моделям, описывающим как эти факторы сочетаются и используются людьми в процессе понимания предложений;

3)  методам, которые позволяют исследовать понимание предложений, в частности онлайн методам, позволяющим отследить в режиме реального времени процесс понимания предложения слушателем или читателем.


                                                  Темы
За семь дней курса Майкл Дики и студенты обсудили такие темы, как:

Тема 1 . Синтаксическая структура и экономия усилий при понимании предложений (предложения - заблуждения; отнесение составляющей к ближайшей возможной вершине; структурная экономия; глагольные предпочтения и обработка)

Тема 2. Лексические предпочтения и влияние частотности при понимании предложений (теория ограничений; лексически обусловленные предпочтения (и то, как они могут повлиять на выбор аргументов); эффекты частотности слов)



Тема 3. Семантические процессы, влияющие на понимание предложений (эффект одушевленности; факторы референции)

Тема 4. Роль памяти в понимании предложений (эффекты близкого и дальнего расстояния; ограничения памяти; индивидуальные различия)



Тема 5. Ожидаемое и неожиданное при понимании предложений (ожидания; неожиданное; предсказуемость аргумента или структуры)


Желающие могут ознакомиться с основной литературой.
Список литературы по темам.