Майкл Дики рассказал о главных достижениях психолингвистики
С 7 по 15 апреля профессор университета Питтсбурга Майкл Дики прочитал курс лекций на тему "Понимание предложений: факторы, модели и методы"
С 7 по 15 апреля в Высшей школе экономики прошел курс лекций и семинаров профессора университета Питтсбурга Майкла Дики. Ученый рассказал об основных теоретических достижениях психолингвистики, поделился опытом собственных исследований и провел несколько практических занятий по созданию дизайна экспериментов.
О курсе
Главной задачей курса было обсудить то, как происходит процесс понимания предложений и какие главные открытия в этой области были сделаны психолингвистикой за последние 40 лет.
Основное внимание было уделено:
1) факторам (как языковым, так и неязыковым – таким, как память), которые имеют критически важное значение для успешного понимания предложений;
2) теоретическим моделям, описывающим как эти факторы сочетаются и используются людьми в процессе понимания предложений;
3) методам, которые позволяют исследовать понимание предложений, в частности онлайн методам, позволяющим отследить в режиме реального времени процесс понимания предложения слушателем или читателем.
Темы
За семь дней курса Майкл Дики и студенты обсудили такие темы, как:
Тема 1 . Синтаксическая структура и экономия усилий при понимании предложений (предложения - заблуждения; отнесение составляющей к ближайшей возможной вершине; структурная экономия; глагольные предпочтения и обработка)
Тема 2. Лексические предпочтения и влияние частотности при понимании предложений (теория ограничений; лексически обусловленные предпочтения (и то, как они могут повлиять на выбор аргументов); эффекты частотности слов)
Тема 3. Семантические процессы, влияющие на понимание предложений (эффект одушевленности; факторы референции)
Тема 4. Роль памяти в понимании предложений (эффекты близкого и дальнего расстояния; ограничения памяти; индивидуальные различия)
Тема 5. Ожидаемое и неожиданное при понимании предложений (ожидания; неожиданное; предсказуемость аргумента или структуры)
Желающие могут ознакомиться с основной литературой.
Список литературы по темам.