Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Gomozova M., Valeriia Lezzhova, Dragoy O. et al.
Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2024. P. 1-17.
Лифшиц А. Л., Святохина Е. В.
В кн.: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г.. М.: ИВИ РАН, 2024. С. 220-221.
Декан факультета Елена Пенская |
Филология - одна из самых древних, «мирных», «кабинетных» гуманитарных наук, сложившихся еще в античности, когда формировался опыт комментирования древних текстов, а позднее текстов библейских. Европейские гуманитарии эпохи Рененссанса, как и собственно современные филологи – наследники античной и средневековой христианской традиции комментирования. Чередовались эпохи, но филологи всегда имели дело с фундаментальными вещами - языком, речью, текстом.
Сейчас мы сознаем, что изменилось многое: условными стали территориальные границы, стремительна скорость обмена информацией. Да и саму информацию, документы теперь воспринимают, сохраняют, интерпретируют иначе, чем раньше. Люди, говорящие на одном языке, используют вроде бы одни и те же слова, одинаковые правила синтаксиса и грамматики, и тем не менее подчас не в состоянии договориться. Очевидно, что надо учиться жить в новом глобальном мире, чреватом цивилизационными катастрофами. Поэтому и современная филология приобретает новые качества и задачи. Находясь чуть ли не на самом передовом краю, она выполняет важные функции: обеспечивает культурную связность между поколениями, соединяет историю и современность, разные социальные слои там, где произошли разрывы. Поэтому для решения сложных культурных конфликтов далеко не в последнюю очередь нужно хорошее филологическое образование.
Филологический факультет призван заполнить существенный дефицит качественной подготовки в сфере гуманитарных наук. Своей главной образовательной задачей мы считаем подготовку выпускников, способных профессионально работать с несколькими языками и сложноорганизованными текстами, написанными на русском и основных европейских языках и относящимися к различным национальным традициям. Языки и литература рассматриваются здесь как ключ к пониманию культурных, социальных и политических процессов, важнейших для прошлого и настоящего, в России и в мире.
На факультете работают две программы – лингвистическая и филологическая. Руководят ими ученые с мировым именем: проф. Е.В. Рахилина (теоретическая и прикладная русистика), проф. А.Л. Осповат (литературоведение).
Структура, идеология, организация этих двух направлений во многом отличаются от того, что предлагают студентам другие вузы.
Во-первых, программы, сохраняя свою автономию и содержательное своеобразие, тесно взаимодействуют друг с другом. Они сосредоточены на углубленном изучении русского языка и русской литературы. В обеих программах представлены как лингвистические, так и филологические дисциплины.
Во-вторых, предполагается качественное освоение латыни и нескольких иностранных языков, необходимых для профессиональной работы.
В-третьих, филологический факультет считает важным аккумулировать и традиционные фундаментальные качества филологического образования в России, опыт других вузов, при этом насыщая дисциплины проектной и практической работой, интерактивными формами обучения.
В-четвертых, в разработке инновационных программ мы делаем ставку на диалогический, дискуссионный метод ведения семинарских занятий двумя профессорами, что будет способствовать развитию у студентов навыков критического мышления, формировать представление о плюрализме подходов к научным и общественным проблемам, элементы, без которых немыслима карьера в самых разных сферах деятельности в настоящее время.
В-пятых, каждая программа имеет свой акцент, свою смысловую «изюминку». Так, лингвисты опираются на корпусные методы, апробированные в тех проектах, которые ведут преподаватели. Филологи предлагают особый набор дисциплин. Среди них ключевые – практики медленного чтения, альтернативные навыкам скорочтения, быстрого усвоения визуальной, клиповой информации, повсеместно прививаемым еще в школе. Именно практики медленного чтения – залог будущей исследовательской работы. Ее интенсивно ведут все, кто занят педагогической деятельностью на факультете, обязательно вовлекая и студентов.
Наши выпускники найдут широкое применение своим знаниям в журналистике, издательском бизнесе, смогут заниматься академической научной работой, преподаванием в высшей школе, стать специалистами в области перевода, работать в научных отделах библиотек, музеев, а также крупных международных компаниях, требующих знания языков. Они остро востребованы в сферах, связанных с разработкой и тестированием лингвистических компьютерных технологий, дигитализацией текстов разного типа и созданием электронных библиотек, архивов, баз данных.
Факультет филологии выстраивает полный образовательный цикл: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.
Немного практической информации.
Зачисление на факультет производится по результатам ЕГЭ по иностранному языку, русскому языку и литературе (филологическая программа) и по иностранному языку, русскому языку и математике (лингвистическая программа). Победители и призеры олимпиад пользуются следующими льготами:
Победители и призеры олимпиад первого уровня по русскому языку и математике принимаются без экзаменов.
Победители и призеры олимпиад второго уровня по русскому языку и математике получают сто баллов по ЕГЭ по соответствующему предмету.
Предварительный список предметов первого года обучения (по лингвистической программе):
Профессиональный цикл: введение в языкознание, фонетика и фонология, морфология, латынь, языки России. Математический цилк: дискретная математика, основы программирования. Гуманитарный цикл: основы исторического знания, история России в компаративном освещении, академическое письмо, история и теория культуры. Иностранные языки: первый язык.